Понедельник, 01.06.2020, 00:07Приветствую Вас Гость | RSS
МОУ-ООШс. Рюхов Унечского района Брянской области
Меню сайта
Категории раздела
Новости школы [1058]
Форма входа
Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Какой предмет в школе самый важный?
Всего ответов: 358
Поиск
Главная » 2012 » Июль » 27 » Как подготовить ребёнка к школе.
09:27
Как подготовить ребёнка к школе.

   Многие родители будущих первоклассников хотят знать, готов ли их ребёнок идти в школу. Их интересует, как должна проявляться эта готовность и что нужно делать чтобы она была. Многие решают вопрос: отдавать ли ребёнка в школу с шести лет или подождать год. Чем грозит несвоевременный переход из детского сада в школу? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в данной статье.
   Часто возникает ситуация, когда родитель пытается усадить ребёнка за дидактические игры и материалы, требующие усидчивости, трудолюбия и, самое главное, познавательного интереса (любознательности), а ребёнок изо всех сил стремится «улизнуть» из-за стола и заняться подвижными видами   деятельности или строительством из «лего». Когда же у ребёнка присутствует познавательный интерес, а значит и мотив, он сам заставляет вас с ним играть в эти познавательные игры.
   Безусловно, в дошкольном возрасте должно быть как можно больше таких игр у ребёнка, которые соответствуют каждому его возрастному периоду. Таким образом вы формируете с самого начала интерес к подобной деятельности, но при условии что вы не заставляете и не учите ребёнка, а играете с ним в эти игры. Но часто происходит обратное: ребёнка практически невозможно усадить за стол для подобных занятий или же возможно лишь под страхом наказания. Почему так происходит? Этому есть несколько причин:
- когда ребёнок ранее подходил к родителям с просьбой поиграть с ним, то у родителей на это не было времени (то есть не хватило отзывчивости и ценности ребёнка для родителей или его игра казалась не достойной внимания);
- не хватило совместности во взаимоотношениях матери и ребёнка. Именно совместная деятельность, игровая особенно, в младшем дошкольном возрасте формирует основы взаимопонимания, познания и адаптивности ребёнка, а соответственно, его благополучия;
- родители просто не сумели поддержать ребёнка в его только появляющемся интересе освоить этот мир и подстроиться под этот процесс.
   В общем, если вы упустили время и благоприятную возможность для развития познавательного интереса у вашего ребёнка, самое лучшее, что вы можете сделать, это подстроиться и заинтересоваться актуальной игрой ребёнка на его правилах. Тем самым у вас появляется возможность потихоньку «вырастить интересы» ребёнка, полноценно удовлетворив потребности текущей стадии. Принуждением к обучению и познанию можно добиться лишь окончательной потери интереса к учебной и познавательной деятельностям - минимум, и отвращения к ним - максимум, а значит, погубить не сформированный ещё учебный мотив. Так вся школьная жизнь становится нескончаемой чередой стрессов, страданий и конфликтов, закладывая устойчивое чувство неполноценности. Таким образом, именно учебный, а в крайнем случае хотябы познавательный мотив у вашего сына или дочери является одним из главных условий благополучного обучения в школе.
   У вашего ребёнка может быть актуален любой мотив, соответствующий возрастным стадиям, предшествующим стадии познания: манипуляция с предметами (разрушение или конструирование); ролевая или сюжетно-роле-вая игра (с куклами, машинками, наборами «посудки», «мастера» или «доктора»). Возможно, ему будут интересны только подвижные игры с мячом. В любом случае удовлетворите потребности этой стадии, сделайте её насыщенной и более интересной для ребёнка и увидите, как скоро он захочет узнать и попробовать что-то ещё. В этот момент он очень открыт инициативе взрослого. Удовлетворяя через совместность и заинтересованность в деятельности ребёнка потребности актуальные, вы «выращиваете» мотивы один за другим в строгой последовательности, заложенной самой природой и логикой развития: с игрового до познавательного и учебного мотивов. Но если у ребёнка отсутствует даже игровой мотив и он страдает без дела, заполняя свой досуг телевизором или компьютером, тогда игровой мотив необходимо у него формировать как можно быстрее, так как это начальная ступенька психического развития человека.
   В школе необходим учебный мотив, характеризующийся желанием узнавать новое, способностью или привычкой сидеть долго над предметной и познавательной деятельностью; готовностью и умением выполнять внешние правила (такая готовность формируется в играх с правилами и настольных играх), а также представлением о том, что такие правила существуют. Также важно доверие ко взрослым, в том числе учителю, и способность сотрудничать (что достигается совместностью и уважением к ребёнку: его желаниям, идеям, решениям в дошкольном возрасте со стороны родителей). Только родители способны создать такие условия будущей успешности ребёнка.
   Данные условия воспитания формируют ещё один важный фактор хорошего обучения: относительная зрелость мышления ребёнка. Вырабатывается она в течение всей его дошкольной жизни благодаря определённой роли в семье. Описать её можно следующим образом: полноправный член семьи, имеющий собственный голос в принятии семейных решений (относительно бытовых задач). Кстати, решение относительно расширения или сужения семьи, ребёнку лучше не поручать - ответственность должна соответствовать возрасту. Безусловно, главный момент - это способность самих родителей брать на себя позитивную ответственность и соответствовать их роли родителей. На что ещё необходимо обратить внимание - это на уважение, помощь и поддержку в реализации собственных игровых смыслов ребёнка, его деятельности по постановке целей и задач. Важна способность родителей узнавать и учитывать мнение ребёнка по различным явлениям жизни, его понимание ситуаций и причин. Это помогает вырабатывать привычку мыслить, понимать, осознавать. Понимание причинно-следственных связей и умение отнести материал или понятие к группе таких же понятий и явлений, обобщать на основе существенных (смысловых, сущностных) признаков - суть зрелости мышления в младшем школьном возрасте. Методические игры на классификацию, обобщение, на внимание и нахождение признаков в картинках, при познавательном мотиве - хорошее подспорье в формировании зрелости мышления у ребёнка.
   И наоборот, незрелость мышления создают такие факторы, как упор в воспитании на «единственно верные и правильные» действия и решения с точки зрения родителей; готовые указания, поручения, требующие исполнения без привлечения собственных идей ребёнка (когда воспитывают исполнителя или считают ребёнка маленьким, неспособным и незнающим); игнорирование интересов ребёнка, его чувств и эмоционального состояния, а также, когда родители всё делают за него и считают это помощью в освоении навыка. Отсутствие практического опыта, привычки самостоятельно мыслить и понимать осложняет усвоение школьного материала, как и понимание смыслов вообще. Эта ситуация создаёт повышенный уровень тревожности, затрудняющей психические процессы восприятия, внимания, памяти и мышления. Ненормальный уровень тревожности создают постоянные запреты, критика, ограничения, педантичность и гипернормативность у родителей, а также их нерешительность и тревожность.
   Основы процессов мышления закладываются ещё на стадии манипуляции с предметами и продолжают развиваться в сюжетно-ролевой стадии, когда ребёнок создаёт последовательность собственных игровых смыслов и действий (что будет сначала, что потом и почему). То же происходит и в процессе сотрудничества со взрослым на принципах относительного равенства и равноправия.
Таким образом, установка родителя на поощрение инициативности и лидерства, соответствующая возрасту ответственность в бытовых вопросах, помощь в создании собственных смыслов ребёнка и моделировании социальных ролей в их совместных отношениях формируют зрелость, самостоятельность, полноценность, заинтересованность у ребёнка.
   Ещё крайне важная способность для хорошего обучения - это способность зрительно соотносить собственные действия с образцом. Формируют такую способность срисовывание, моделирование, конструирование по инструкции, предметный труд, задачки на нахождение отличий в схожих картинках. В раннем детском возрасте - подражание.
На успеваемость и понимание материала влияет скорость чтения и развитие речи, а эти способности зависят от самовыражения (как пройдена сюжетно-ролевая стадия), опыта прослушивания детских книг (сколько родители читают ребёнку интересной для него литературы) и собственного чтения. Эти же виды деятельности формируют и общую осведомлённость, которая является также важным условием успешного обучения в школе. Навыку чтения лучше учить, когда есть познавательный интерес, а чтобы он был, нужно чтобы присутствовали все предыдущие игровые стадии, которые вы совместно проходите. Отдавать ребёнка в школу пораньше, чтобы был «умнее всех» или «успел в сроки», - значит форсировать события и забрать у него то время, когда закладываются основные механизмы его жизненной успешности.
   Когда все вышеперечисленные условия наблюдаются у вашего ребёнка, то смело отдавайте его в школу - будет всё замечательно. Когда же чего-то нет, над этим родителям необходимо потрудиться совместно с их детьми до поступления в школу. В любом случае лучше обратиться к психологу для получения конкретных рекомендаций именно для вашего ребёнка.
   Желаем вам счастливой, благополучной школьной жизни и личного становления.

Категория: Новости школы | Просмотров: 628 | Добавил: директор | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Рюховская школа -
традиции и современность...


Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование"

Победа 75 лет!