Четверг, 21.11.2019, 19:47Приветствую Вас Гость | RSS
МОУ-ООШс. Рюхов Унечского района Брянской области
Меню сайта
Категории раздела
Новости школы [1021]
Форма входа
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Быть или не быть школьной форме?
Всего ответов: 203
Поиск
Главная » 2013 » Март » 10
Синдром профессионального выгорания, как его избежать.

   Один из феноменов личностной деформации, который в последнее время приобретает значительную популярность особенно в кругах тех специалистов кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, носит название синдрома профессионального выгорания. Синдром профессионального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Жертвой выгорания может стать любой работник. Синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных, стрессов и личностных факторов.
   Основными признаками синдрома профессионального выгорания считаются:
 Истощение, усталость;
 Психосоматические осложнения;
 Бессонница;
 Негативная установка к работе;
 Негативная установка к учащимся;
 Пренебрежение исполнением своих обязанностей;
 Увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
 Уменьшение аппетита или переедание;
 Негативная самооценка;
 Усиление агрессивности (раздражительность, гневливость, напряженность);
 Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, безнадежность, апатия);
 Чувство вины.
 
    Наличие хотя бы 50% положительных ответов на данные признаки указывает на развитие синдрома «профессионального выгорания». Выгорание представляет собой процесс, развивающийся во времени. Он начинается с сильного и продолжительного стресса на работе. В том случае, когда требования к человеку постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы. При отсутствии конструктивного преодолевающего поведения хронические стрессы на работе вызывают комплекс негативных переживаний и дезадаптивного поведения.
   Факторами провоцирующими развитие «синдрома профессионального выгорания» (т. н. факторы риска) можно считать:
-  Специфику организационной поддержки. Организационную поддержку можно рассматривать с позиции трёх уровней - навык самоподдержки, поддержка коллег, поддержка руководителя. Независимые эмпирические данные свидетельствуют о том, что использование навыков самоподдержки положительно связан с профессиональными достижениями, но отрицательно с эмоциональным истощением, поддержка коллег положительно связана с персональными достижениями, но отрицательно с деперсонализацией. Поддержка же со стороны руководителя положительно связана со всеми факторами предупреждения «выгорания».
-  Неудовлетворённость работой;
-  Фактор оплаты труда (чем выше уровень зарплаты, тем ниже уровень выгорания);
- Влияние возраста и стажа работы на выгорание. Профессиональный рост обеспечивает человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В этих случаях с определённого момента может появиться отрицательная корреляция между стажем и выгоранием: чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворённости карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников.
    Выводы: синдром «профессионального выгорания» проявляется сильнее у педагогов с предпосылками к профессиональной непригодности. Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможность для постоянного творчества. Наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. Реже «выгорают» те, кто постоянно обращается к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, заботится о восполнении своих социально-психологических ресурсов. Снижение риска выгорания может быть достигнуто с помощью различных видов социальной поддержки.
   Система периодического оценивания профессиональных достижений педагогов школы становится действенной, так как напрямую связана с материальной заинтересованностью, является стимулом для постоянного повышения квалификации и служит одним из способов профилактики «профессионального выгорания». Система повышения квалификации реализуется в порядке проявления личной инициативы педагогического работника.
   Необходимость постоянного повышения общетеоретического и профессионального уровня учителей обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. Так по оценке экономистов, ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний. Установлена единица измерения устаревания знаний специалиста – так называемый «период полураспада компетентности», термин, заимствованный из ядерной физики и означающий продолжительность времени, когда в результате появления новой информации компетентность специалистов снижается на 50%.
   Исследования показывают, что в течение последних десятилетий этот период быстро сокращается. Так, если, 50% «устаревания» знаний педагога 1940г. Наступало через 10-15 лет, то для выпускников 1960 – через 8 лет, а для сегодняшнего педагога 3-4 года. Таким образом, постоянное овладение специалистом новыми знаниями становится непременным условием не только повышения, но и сохранения его квалификации.
Категория: Новости школы | Просмотров: 716 | Добавил: директор | Дата: 10.03.2013 | Комментарии (0)

Рюховская школа -
традиции и современность...


Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование"

Победа 75 лет!