Понедельник, 14.10.2019, 07:23Приветствую Вас Гость | RSS
МОУ-ООШс. Рюхов Унечского района Брянской области
Меню сайта
Категории раздела
Новости школы [1019]
Форма входа
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Какой предмет в школе самый важный?
Всего ответов: 357
Поиск
Главная » 2013 » Февраль » 25
   Почему хороший учитель обходится без учебника? Как в школу попадают плохие книги? В чем причины бурных споров и скандалов вокруг учебной литературы, даже имеющей гриф минобрнауки "допущен"?

   Чаще всего родители и учителя недовольны учебниками по гуманитарным дисциплинам и книгами для начальной школы. Директор Историко-архивного института РГГУ и председатель комиссии по разработке КИМов по истории Александр Безбородов считает, что в учебниках для школы вместо истории часто дается историография, которая уместна лишь для вузовских книг.

   - В учебниках для школы, особенно в 5, 6, 7-х классах не должны отражаться дискуссии и разные взгляды на исторические факты. В этом возрасте ребенку достаточно дать ядро знаний. А в учебниках, бывает, на одной странице одно, а на другой - "вот еще один взгляд..." - рассказывает Безбородов.

   Ученый допускает, что в школе могут остаться, к примеру, два учебника истории, но оба они будут объединены единым подходом. Внимание: сейчас для школ рекомендовано 109 (!) учебников истории, еще 6 книг допущены к изучению. В среднем получается 3-4 книги на каждую параллель классов.

   - Это не так уж и много, - говорит директор школы 1741 и руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Павел Панкин. - Главное, чтобы не было вранья.

   Сам Павел Павлович на уроках пользуется двумя учебниками. По его мнению, учебники истории не так уж плохи, а вот принципы преподавания в школе никуда не годятся. Почему?

   Если раньше преподавание дисциплин было линейным, и с 1-го по 11-й класс трудность предметов повышалась, то сейчас все важные темы ученики должны пройти до 9-го класса. В 10-м и 11-м начинается, по сути, повторение уже пройденного. Этот метод называется концентрическим. В начале 2000-х годов его предложило минобрнауки, и почти все школы на него перешли. Вот и получается, что сложный и противоречивый XX век большинство школьников проходят в 15 лет, а не в 17 как раньше.

   Любая дисциплина сейчас в целом должна быть пройдена до 9-го класса. И в учебники для средних классов должен быть втиснут максимум информации. Отсюда - перегруженность фактами, цифрами, сжатое и сумбурное изложение материала.

   Еще один школьный предмет, учебники по которому далеки от совершенства - литература. Наталья Казакова, преподаватель гимназии N40 Калининграда в 10-м и 11-м классах учебниками по литературе не пользуется.

   - Они слишком сложные с филологической точки зрения. Вместо утомительного рассказа о творчестве писателей и поэтов ученикам нужна хрестоматия, чтобы они с этим творчеством могли познакомиться, - уверена педагог. - Современным детям даже в 9-м классе сложно понять "Героя нашего времени" или "Евгения Онегина". А "Война и мир" в 10-м классе - это вообще непостижимо! Это можно изучать только эпизодически".

   Об учебниках по русскому языку М. Разумовской Казакова отзывается так: "Приспособились!" Но до сих пор удивляется, что сложные правила, которые надо обязательно учить, помечены там значком "возьмите на заметку". В следующем году гимназия хочет отказаться от этих учебников и взять другие.

   Известный московский учитель Сергей Волков считает, что программу по литературе давно пора разгружать. С ним согласна и Наталия Солженицына, которая в одном из интервью "РГ" рассказала, что, по ее мнению, список обязательной литературы в школе больше увеличить нельзя и, возможно, даже настал момент, когда стоит взглянуть на него критически. "Но это дело методистов", - уточнила Солженицына.

   Знаете, о чем обычно разговаривают родители первоклашек и второклашек, которые занимаются по системе Занкова? О том, как подготовиться к уроку по "Окружающему миру", где даются основы географии, истории, астрономии и физики. К примеру, в учебнике "Окружающий мир" Дмитриевой и Казакова для 2-го класса предлагается заучить определение космоса и рассказать, какой климат был бы на нашей планете, если бы ось Земли была расположена не под наклоном, а под прямым углом. Или вот еще задание: "Объясните, почему воздушный шар при нагревании взлетает в воздух?"

   Учителя признаются: "Да, учебники сложные, детям трудно. Но такие программы!" Кто, спрашивается, их пишет? Обязательные и безусловные требования выдвигаются школе только в виде стандартов: скажем, все должны освоить к окончанию начальной школы умножение, деление и историю древнего мира, а к окончанию старшей школы - уметь извлекать квадратный корень и знать, что такое безличные предложения.

   Как именно и когда это делать - по идее должны решать школа и учитель. Именно учитель пишет программу, по которой будет заниматься. И совсем не обязательно, что программа будет полностью совпадать с текстом учебника. Но все дело в том, что собственные программы есть далеко не у всех педагогов.

Кстати

   На специальном портале ученики, родители и учителя могут высказать о них свое мнение. Пока что там 2427 анкет и оценено 558 учебников. Чаще всего обсуждают учебники по математике и английскому языку. Но анкеты составлены так, что не дают возможности прямо сказать: такой-то учебник плохой и заниматься по нему не интересно.

http://www.rg.ru/gazeta/rg/2013/02/26.html
Категория: Новости школы | Просмотров: 506 | Добавил: директор | Дата: 25.02.2013 | Комментарии (0)

Рюховская школа -
традиции и современность...


Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование"

Победа 75 лет!