Понедельник, 01.06.2020, 23:34Приветствую Вас Гость | RSS
МОУ-ООШс. Рюхов Унечского района Брянской области
Меню сайта
Категории раздела
Новости школы [1058]
Форма входа
Календарь
Архив записей
Наш опрос
Какой предмет в школе самый важный?
Всего ответов: 358
Поиск
Главная » 2012 » Октябрь » 16
Эксперимент по внедрению букридеров закончился. Результат непонятен.   

   Я вел сына-первоклассника на урок. Навстречу мне по школьному коридору изящные старшеклассницы, согнувшись чуть ли не в три погибели, тащили из библиотеки толстенные стопки учебников.
   - Ну мой-то наверняка уже науку по электронным учебникам будет постигать! - порадовался я за грядущий вскорости прогресс.
   А через день я получил задание разузнать, чем завершился эксперимент по внедрению в школах ридеров, и понял: мой оптимизм был преждевременным.

Назад в будущее
   История такая: чтобы выяснить, чем грозит переход от бумажных книг к электронным, школьникам из пяти регионов год назад раздали четыре разных устройства: учебный ноутбук Intel Classmate PC, читалки Pocket Book Pro 902, Ectaco JetBook Color и Plastic Logic 100. В каждый установили полный комплект учебников за 6-й и 7-й классы.
   - Выбрали шестой и седьмой классы, потому что в этом возрасте у ребят снижается мотивация к учебе, - рассказала руководитель Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования Светлана Авдеева. - А тут у них появляются необычные гаджеты. Поэтому им как минимум стало интереснее заниматься.
   И вот теперь, когда действо завершилось, можно сказать: год подопытные школьники грызли гранит науки с помощью... неудобных ридеров. Ведь в них залили лишь фотографии страниц учебников.
   - Издательства, видимо, боялись за свою интеллектуальную собственность, поэтому нам достались только pdf-файлы, - рассказывает Авдеева. - Даже сделать шрифт крупнее или мельче без потери качества изображения невозможно!
   Нельзя использовать поиск по тексту и другие возможности, ради которых и создавались ридеры.
   - Портфели у школьников стали легче, это само собой, - подводит итоги начальник отдела модернизации минобра Калининградской области Наталья Строганова. - Но самое главное: в классах, где были гаджеты, успеваемость повысилась. Или по меньшей мере не снизилась. У ребят появилась возможность безнаказанно чиркать на страницах учебника. Оказалось, разрисовав текст, они его намного лучше усваивают!
   Не выявил эксперимент и опасного влияния ридеров на здоровье. Интересно, а можно было получить иной результат?!
   - Было несколько случаев отказа устройств, - продолжает Строганова. - На замену требовалось по паре недель, на этот период школьник оставался без книг.
   Если не слишком ерничать по поводу эксперимента, можно сказать, что ценных выводов экспериментаторы получили два. Первый: если устройство в середине учебного года ломается - за чей счет его чинить и где взять резервные ридеры? Второй: кто должен закупать читалки, отвечать за их сохранность и контент? Вопросы эти остались без ответа. И чтобы их сформулировать, можно было всего ничего: с полчаса вдумчиво оценить проблему.

Хард или софт?
Зато совершенно неожиданно для меня выяснилось другое: полноценных электронных учебников для школы в нашей стране нет! И, похоже, они не скоро появятся.
Даже после годичного эксперимента никто не смог мне объяснить, что же такое электронный учебник: устройство или программа?
С одной стороны, это гаджет - экран, корпус, процессор, память. С другой - это возможность не просто листать книжные страницы, это мультимедийная программа, позволяющая еще и увеличивать картинки, смотреть видео, составлять схемы, провести, в конце концов, собственный виртуальный эксперимент.
Объясню на примере. Компания Apple выпустила удобный планшет - с подключением к Интернету, возможностью быстро открывать фото и видео, писать, редактировать. А потом под этот самый iPad выпустила программу, позволяющую издательствам и просто авторам переводить свои книги в мультимедийный вариант. Именно эта программа изменила рынок учебной литературы. Но сначала появилось устройство, которое позволило такой программе «жить».
В итоге - большинство американских школ сейчас закупают iPad.
В России тоже понимают: закачивать страницы из учебников в ридеры - не вчерашний, а позавчерашний день.
- Речь о совершенно новой педагогике. Там и интерактивные задания, и одновременное использование материалов разных предметов, - заявляет Светлана Авдеева.
Производители электронных устройств дружно кивают: вы нам только скажите, что наши ридеры должны уметь, мы их тут же изготовим. А кто им это скажет? Кто может стать разработчиком технических требований? Крупные издательства, по сути, монополизировавшие рынок школьной литературы? А почему они должны работать «на чужого дядю» - то есть помогать развиваться компаниям, выпускающим ридеры?
Издательства и сами в растерянности. Учебники приносят колоссальные прибыли. А исчезнет «бумага» - на что им жить?
Продавать электронные учебники? А как? Достаточно мультимедийный учебник установить на один планшет, чтобы через несколько часов он оказался на сотне других планшетов. И совершенно бесплатно - народ у нас пиратствует виртуозно. Продавать ридеры с уже заложенными в них учебниками? Но такие устройства будут стоить гораздо дороже «чистых» ридеров. Их и будут покупать, а потом так нелегально закачивать пособия...
- Через три года бумажные учебники уйдут из школ. Поэтому мы вынуждены переходить на цифровые технологии и активно работаем в этом направлении, - объясняет гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. - Мы готовы будем поставлять цифровые учебники для любого оборудования.
Но камень преткновения - механизм этой самой поставки. А его нет. Раз нет, то и полноценных мультимедийных учебников в школах не будет. По крайней мере в ближайшем будущем.
А эксперимент? Ну что эксперимент? Провели, отчитались.
Точка.

НАРОД ХОЧЕТ ЗНАТЬ
Куда исчез планшет Чубайса?
Сам по себе выбор четырех устройств для эксперимента - уже было дело сомнительное. Техника совершенствуется, чуть ли не каждые полгода выходят новые модели. Даже самые топовые ридеры, выбранные для школы в 2011 году, к 2012 году технически устаревают.
Так произошло и на этот раз, причем именно с «планшетами от Чубайса», «нашествия» которых на школы мы ожидали год назад. Как раз в разгар эксперимента компания Plastic Logic объявила, что разработала гибкий цветной экран (у поставленных в школы Plastic Logic 100 экраны были черно-белые). Цветной экран принципиально изменил бы ход эксперимента - и учебники под него нужны другие, и медицинские исследования надо проводить по-новому.
Но к концу эксперимента выяснилось: планшета от Plastic Logic, который, по обещанию Чубайса, должен быть первым российским электронным учебником, вообще не будет! Plastic Logic 100, выпущенные ограниченным тиражом для эксперимента, - все, на что оказалась способна компания.
- Мы не ушли с рынка, мы просто решили сосредоточиться на ключевом направлении деятельности нашей компании - развитии технологии производства пластиковой электроники, а не на выпуске готовых электронных устройств, - объяснил политику представитель компании Борис Галкин. - За последнее время мы научились производить цветные гибкие дисплеи, показывать анимацию на e-ink-экране, разработали сверхтонкие дисплеи. Такого не умеет никто в мире! Мы сосредоточимся на технологиях и не будем заниматься производством ридеров.
ДЛЯ СПРАВКИ
Компания «Роснано» владеет 44% акций Plastic Logic. Кроме того, $230 млн. инвестиций было вложено в британскую компанию.
К тому же Plastic Logic - владелец участка земли в особой экономической зоне под Зеленоградом для строительства завода. Несмотря на отказ компании от серийного производства планшетов, участок совсем недешевой земли принадлежит ей, словно ничего и не случилось.


Категория: Новости школы | Просмотров: 596 | Добавил: директор | Дата: 16.10.2012 | Комментарии (0)

Рюховская школа -
традиции и современность...


Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный портал "Российское образование"

Победа 75 лет!